Диагностические трудности СКВ
СКВ может маскироваться и другими формами брайтовой болезни, как об этом свидетельствуют наблюдения Beickert, описавшего в 1965 г. 5 больных СКВ, у одной из которых заболевание протекало как хронический нефрит нефротического типа, у остальных — соответственно как острый гломерулонефрит, подострый гломерулонефрит, хронический гломерулонефрит и интерстициальный нефрит. Лишь детальное серологическое исследование и пункционная биопсия почки показали, что все эти больные страдали СКВ (у одной больной отмечались небольшие очаги дискоидной волчанки, у 2 — преходящие артральгии).
[[MORE]]Yamauchi и соавторы описали 2 мужчин с клиническим диагнозом липоидного нефроза, у которых лишь на аутопсии была распознана СКВ (с поражением, помимо почек, сердца, легких, селезенки и других органов, не проявлявшимся при жизни). В одном из наблюдений Simenhoff и Merrill у больной с волчаночным нефротическим синдромом системные признаки не развились в течение 6 лет наблюдения (хотя LE-клетки обнаруживались постоянно). В этих наблюдениях, как и в наших, речь идет о нефротическом синдроме.
Диагностические трудности могут возникнуть и в случаях, когда больной впервые поступает под наблюдение в далеко зашедшей стадии почечного поражения. Дело в том, что присоединение выраженной нефропатии при СКВ (особенно нефротического синдрома и почечной недостаточности) подавляет многие системные признаки — исчезают артральгии, эритема, LE-клетки, антитела к ДНК и т. д.
Возможно, что при нефротическом синдроме это обусловливается прохождением аутоантител, в том числе и антиядерных, в составе у-глобулиновой фракции в мочу. Может играть роль и фиксация комплемента (в отсутствие комплемента LE-клетки не появляются), а также удаление антиядерных антител в результате образования комплексов и элиминации последних из циркуляции.